Итоговое сочинение (изложение)

Регистрация выпускников прошлых лет и обучающихся СПО для участия в итоговом сочинении в 2017-2018 учебном году

Определены места регистрации выпускников прошлых лет для участия в итоговом сочинении в 2017-2018 учебном году.

Для участия в итоговом сочинении в первую среду декабря (06 декабря 2017 года)  заяление подается до 20 ноября 2017 года:

в г.Псков - МБОУ "Вечерняя (сменнная) общеобразовательная школа № 1", ул. 23 Июля , д.13,

Телефон: 8(8112) 66-37-93, время приема заявлений: 10.00-17.00, перерыв 13.00-14.00

в г.Великие Луки - МБОУ «Центр образования», 182104, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Половская, дом 3, телефон: 8(8112-53)3-82-75

 Обучающиеся СПО, планирующие сдавать ЕГЭ без получения аттестата, регистриуются для участия в итоговом сочинении:

в г. Пскове в  МБОУ "Вечерняя (сменнная) общеобразовательная школа № 1", ул. 23 Июля , д.13,

в г.Великие Луки в МБОУ «Центр образования», 182104, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Половская, дом 3,

в муниципальных образованиях области в  общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования (средние школы)

Местами проведения итогового сочинения, между которыми распределяются выпускники прошлых лет, являются места их регистрации на итоговое сочинение во все сроки проведения:

в г.Пскове - МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1", ул. 23 июля, 13.

в г.Великие Луки в МБОУ «Центр образования», 182104, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Половская, дом 3,

в муниципальных образованиях области в  общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования (средние школы).

Итоговое сочинени (изложение) проводится:

для выпускников текущего года, как условие допуска к ГИА, в первую среду декабря,

для учета результатов в качестве индивидуальных достижений при поступлении в ВУЗ (для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, иностранных граждан и др.) в первую среду декабря, первую среду февраля, первую рабочую среду мая.

Выпускник прошлых лет сроки участия в итоговом сочинении определяют самостоятельно.

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году:

06 декабря 2017 года

07 февраля 2018 года

16 мая 2017 года


Приказом ГУО Псковской области от 23.10.2017 № 1150 определен Порядок проведения итогового сочинения (изложения ) на территории Псковской области

Приказом ГУО Псковской области от 27.10.2017 № 1166 определна организационно-территориальная схема проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году на территории Псковской области

письмо Рособрнадзора от 09.11.2017 № 10-765 о направлении Графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в РИС

письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 № 718 о направлении Методических рекомендаций для подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году:

1. Рекомендации по организации и проведению итоговго сочинения (изложения) для ОИВ

2. Рекомендации по техническому обеспечению  итогового сочинения (изложения)

3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

6. МР по подготовке и проведении иттогового сочинения (изложения) для ОО

7. МР по подготовке  к итоговому сочинению (изложению) для участников сочинения (изложения)

8. МР для экспертов,  участвствующих  в проверке итогового  сочинения (изложения)


Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2016-2017 учебного года

30 августа 2016 г. Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева и президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Дмитриевна Солженицына объявили открытые направления тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном году. 

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Общая информация: итоговое сочинение

Участники итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как условия допуска к ГИА 

проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования  (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Итоговое сочинение вцелях использования его результатов при приеме в ВУЗы по желанию может проводится для: 

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

Изложение в праве писать следующие категории лиц: 

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) 

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. 

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении. 

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично. 

Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) 

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки - первая среда февраля и первая рабочая среда мая. 

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

 Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения). 

В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Проведение итогового сочинения (изложения) 

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных регионом. 

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. 

До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.
Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.

Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения) 

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая): 

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения). 

Ознакомление с результатми итогового сочинения (изложения) и сроки действия итогового сочинения 

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). 

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

Порядок проверки итогового сочинения (изложения) 

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

 К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям. 

Требования к сочинению:

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требования к изложению:

Требование № 1. «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 250-300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:

Сочинение

Изложение

1. Соответствие теме

1. Содержание изложения

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

2. Логичность изложения

3. Композиция и логика рассуждения

3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Представление итогового сочинения в ВУЗы в качестве индивидуального достижения 

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

Общая информация: итоговое сочинение 2015-2016 учебный год

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в письме от 30.10.2015 № 02-484 информирует о сроках проведения итогового сочиненения (изложения) в 2015-2016 учебном году.

Итоговое сочинение (изложение) проводится:

02 декабря 2015 года;

03 февраля 2016 года;

04 мая 2016 года.

Темы итового сочинения 4 мая 2016 г.

Темы итогового сочинения 3 февраля 2016 г.  

Комплект тем итогового сочинения 2 декабря 2015 г:

Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

- Общая информация о проведении итогового сочнения

- О сроках и местах регистрации на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)

- О сроках проведения итогового сочинения (изложения)

- О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения)

     Темы итогового сочинения будут публиковаться за 15 минут до проведения итогового сочинения в соответствии с часовыми поясами на сайтах topic.fipi.ru и topic.ege.edu.ru.
     Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, обучающиеся, получающие среднее общее образование в образовательных организациях среднего профессионального образования, пишут сочинение по собственному желанию в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования.  Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.  Тексты для проведения изложений направляются в субъекты РФ за 10 дней до проведения итогового изложения по закрытым каналам спецсвязи.
     Результаты итогового сочинения - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к ЕГЭ.  При поступлении в вузы, сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ

Федеральная нормативная база и методические рекомендации

Письмо Рособрнадзора от 30.10.2015 № 02-484 "О сроках проведения итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году"

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02-448 "О направлении уточненных методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году"

- Рекомендации по организации и проведению итогового сочиения (изложения) для ОИВ субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

- Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения);

- Методические рекомендации по подготовке и проведению итоогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;

- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);

- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);

- образец бланка регистрации;

- образец бланка записи.

Регламент проведения апробации итогового сочнения (изложения)

Письмо Заместителя Министра образования  и науки от 24.11.2014 № АК-3761/08 "О критериях оценивания итогового сочинения"

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 02-150 о дополнительном сроке проведения итогового сочинения (изложения)

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (Рособрнадзор)

Методические материалы

Региональная нормативная база о проведении сочинения

2016 - 2017 учебный год

Приказ ГУО Псковской области от 09.01.2017 г. № 3 «Об организации и проведении итогового сочинения   (изложения) на территории Псковской области в дополнительный срок 01 февраля 2017 года»

Приказ ГУО Псковской области от  01.12.2016 г. № 1483 «Об уничтожении оригиналов бланков итогового сочинения (изложения)»

Приказ ГУО Псковской области от 02.11.2016 г. № 1338 «О внесении изменений в отдельные приказы Государственного управления образования Псковской области»

Приказ ГУО Псковской области от 07.10.2016 г. № 1218 «Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2016-2017 учебном году»

2015 - 2016 учебный год

Приказ ГУО Псковской области от 17.1.2015 № 1502 "О внесении сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2015-2016 учебном году"

Приказ ГУО Псковской области от 05.11.2015 № 1467 "Об утверждении Порядка ознакомления участников с результатами государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области"

Приказ ГУО Псковской области от 27.10.2015 № 1441 "Об утверждении порядка проведения итогового сочинения (ирзложения) на территории Псковской области"

Приказ ГУО Псковской области от 15.10.2015 № 1403 "Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2015-2016 учебном году"

- приложение к приказу ГУО Псковской области от 15.10.2015 № 1403

2014-2015 учебный год

Приказ ГУО Псковской области от 20.04.2015 № 501 "Об организационном и технологическом обеспечении проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в дополнительные сроки 6 и 19 мая 2015 года"

Приказ ГУО Псковской области от 01.12.2014 № 1533 "О внесении изменений в организационно-территориальную схему проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2014 - 2015 уч.году"

Приказ ГУО Псковской области от 27.10.2014 № 1362 "Об утверждении организационно-территориальной схему проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2014 - 2015 уч.году"

Приказ ГУО Псковской области от 16.10.2014 № 1318 "Об организационном и технологическом обеспечении проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2014-2015 уч.году"

Тематические направления для итогового сочинения в 2015-2016 уч. году

Темы итогового сочинения в 2014-2015 уч.году

Комплект тем итогового сочинения 06.05.2015: формат .pdf,   формат .rtf

Комплект тем итогового сочинения 04.02.2015: формат .pdf,   формат .rtf

Комплект тем итогового сочинения 03.12.2014формат .pdf,   формат .rtf

Темы итогового сочинения (апробация - 20.11.2014)

Информационные плакаты по итоговому сочинению (изложению)

 

 

 

 

Информация для выпускников прошлых лет об участии в итоговом сочинении

1. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию могут писать лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), а также граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее – выпускники прошлых лет).

2. Выпускники прошлых лет самостоятельно выбирают сроки для участия в итоговом сочинении.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (02 декабря 2015 года) для обучающихся, выпускников прошлых лет.

Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первую среду февраля (03 февраля 2016 года) и первую рабочую среду мая (04 мая 2016 года).

3. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая) выпускники прошлых лет:

- не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

4. Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.

Выпускники прошлых лет подают заявления на сдачу итогового сочинения (изложения) не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения):

до 16.11.2015 года на написание 02.12.2015 года;

до 19.01.2016 года на написание 02.02.2016 года;

до 19.04.2016 года на написание 04.05 2016 года.

5. Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

6. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику).

7. Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.

8. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:

- ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);

- документ, удостоверяющий личность;

- при необходимости лекарства и питание;

- орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

9. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.