Справка об организации воспитательной работы в образовательных организациях

На основании приказа Государственного управления образования области от 01.10.2015 № 1344 с целью оценки результативности деятельности по организации системной воспитательной работы, а также выработки рекомендаций по совершенствованию этой деятельности в 118 образовательных организациях области в период с 05 октября по 30 ноября 2015 года проведен мониторинг.

Объектами мониторинга стали: организация воспитательной работы в образовательных организациях, профилактическая работа с обучающимися, работа специалистов службы сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, школьный инспектор), организация внеурочной деятельности обучающихся (дополнительное образование), состояние информационной безопасности образовательных организаций.

В состав комиссии по проведению мониторинга образовательных организаций были включены ведущие специалисты Государственного управления образования Псковской области и подведомственных государственных образовательных организаций.

Система воспитательной работы во всех образовательных организациях в начальной (1-4 классы) и основной школе (5 классы) базируется на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования; организация воспитательной работы в 6-11 классах базируется на общих принципах, отраженных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, который устанавливает общие требования к развитию личности обучающегося (далее - Стандарты).

Стандарты предъявляют требования к условиям, содержанию и результатам реализации основных образовательных программ.

В системе образования в 2015-2016 учебном году функционирует 171 общеобразовательная организация, в них 61796 обучающихся. Работу общеобразовательных организаций возглавляют 478 руководителей и их заместителей. В штатах общеобразовательных организаций 100 педагогов-психологов, 120 социальных педагогов, включая 55 школьных инспекторов, 3710 классных руководителей, 634 воспитателя и 1127 педагогов - в системе дополнительного образования детей. Осуществляется взаимодействие школ со специалистами Центров: Центром Семьи, Центром медицинской профилактики, Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Пскова, Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Призма» Псковской области. При взаимодействии с УМВД России по Псковской области, Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими органами системы профилактики проводится работа по профилактике правонарушений, употреблению наркотических веществ, алкоголя, табакокурения.

Методическое сопровождение воспитательной работы осуществляет кафедра теории и методики воспитания ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации» и районные (городские) методические объединения классных руководителей. Специалистами кафедры подготовлен ряд пособий по вопросам воспитательной работы, в том числе контрольно-аналитической деятельности, организовано повышение квалификации педагогических работников по актуальным проблемам воспитания, консультирование. По инициативе и под руководством кафедры экспериментальными площадками межрегионального исследования «Персонифицированная система воспитания ребенка» являются 14 образовательных организаций области. Опыт воспитательной работы ученых кафедры и педагогических работников области неоднократно обобщался в журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и «Заместитель директора школы по воспитательной работе».

Организационно-методическую поддержку и развитие основных направлений воспитания и дополнительного образования детей также обеспечивают государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей Псковской области - «Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга», «Псковский областной Центр развития одаренных детей и юношества», «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», «Детский оздоровительно- образовательный физкультурный центр «Дельфин».

Мониторинг показал отчасти неэффективное использование кадровых ресурсов базовых школ, Центров профилактики и государственных образовательных организаций, где обеспеченность специалистами службы сопровождения высокая.

Во всех образовательных организациях разработаны необходимые нормативные документы, регламентирующие воспитательную деятельность и порядок организации профилактической работы c обучающимися.

Всеми образовательными организациями представлены основные образовательные программы начального общего образования и основные образовательные программы основного общего образования, - как основополагающие нормативные документы.

Основные образовательные программы начального общего образования (1-4 классы) включают программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные образовательные программы основного общего образования включают программу воспитания и социализации (5 классы).

Организация воспитательной работы в 6-11 классах строится в соответствии с целевыми планами и программами по направлениям воспитания обучающихся.

Специалисты службы сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог, школьный инспектор, исполняющий дополнительные функции социального педагога) выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями, на основе планов работы и при взаимодействии в органами системы профилактики.

Составлен банк данных детей, состоящих на профилактическом учете. Решение о постановке на учет принимается на педагогическом совете и оформляется приказом по школе.

В соответствии с планами внутришкольного контроля организован контроль воспитательной деятельности, по итогам которого написаны справки, изданы приказы.

Все документы, обеспечивающие планирование и организацию воспитательного процесса, контрольно-аналитическую и диагностическую деятельность, были представлены в полном объеме.

К числу недостатков планирования в ряде образовательных организаций относятся отсутствие всестороннего и проблемного анализа воспитательной работы за прошедший учебный год, осмысленности целеполагания, упорядоченности и преемственности запланированных дел, не просматривается использование воспитательного потенциала семей учащихся и социальных партнеров, наблюдается однообразие содержания воспитания, наличие в планах воспитательной работы мероприятий, не интересных и не актуальных для детей данной возрастной категории, перегруженность планов мелкими и формальными мероприятиями и др.

Отмечается недостаточно высокое качество проводимых диагностических исследований и мониторинга результатов воспитательной деятельности в ряде образовательных организаций, перегруженность школ отчетностью и второстепенной информацией.

В рамках Комплекса мер по модернизации общего образования создаются современные комфортные условия для урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и СанПиН.

За последние 5 лет проведен капитальный ремонт 58 и 114 школ, 33 спортивных объектов сельских школ, в положительную сторону изменился уровень оснащенности школьных библиотек, спортивных и актовых залов, студий для занятий творчеством.

В результате доля обучающихся, которым в комплексе предоставлены все основные виды условий образования от 61 % до 100 %, составляет свыше 93 % (в 2010 году - 73 %).

Решение задачи совершенствования материально-технического обеспечения системы дополнительного образования сдерживается недостатком финансовых средств и большой изношенностью материальных ресурсов.

Из областного бюджета в 2015 году на реализацию основных общеобразовательных программ выделено 1592,737 млн. рублей, на реализацию дополнительных образовательных программ в системе дополнительного образования - 330,258 млн. рублей.

Дополнительно на организацию внеурочной деятельности обучающихся ежегодно выделяется свыше 75 млн. рублей, в 2015 году - 75,233 млн. рублей; на выплату дополнительного денежного вознаграждения классных руководителей - свыше 40 млн. рублей, в 2015 году - 40,121 млн. рублей;

Средняя заработная плата педагогов за январь-ноябрь 2015 года в системе общего образования - 20058 рублей, дополнительного образования - 16002 рублей, профессионального образования -17941 рублей; заработная плата прочих категорий педагогических работников, включая социальных педагогов и педагогов-психологов, - 16623 рубля.

Содержание воспитательной работы в рамках часов урочной и внеурочной деятельности также определяется Стандартами.

В рамках предметных областей учебного плана (филология, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, физическая культура) формируются основы правовой, эстетической, физической и экологической культуры, толерантного отношения к окружающим.

В рамках предметной области учебного плана «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе обязательно изучается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе осуществляется через включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рамках реализации программ школ по воспитанию и социализации обучающихся, во внеурочной деятельности.

В учебные планы образовательных организаций в части, формируемой участниками образовательного процесса в рамках часов внеурочной деятельности, включены: «Основы православной культуры» (1-3 классы), «Псковское пушкиноведение» (1-5 классы), краеведческий курс «Псковский край: путешествие в века» (3-4 классы), «Шахматы» (2 классы); за счет областного бюджета закупаются учебно-методические комплекты, проводится повышение квалификации педагогов, ведущих данные курсы.

Важнейшей составляющей в организации внеурочной и досуговой деятельности школ является дополнительное образование.

В объединениях дополнительного образования различной направленности (художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научной, технической и т. д.) занимаются 48921 (79,2 %) обучающихся, 10338 обучающихся (16,7 %) занимаются в двух и более кружках и секциях.

Однако, учет детей, которые не включены в систему дополнительного образования, осуществляется не во всех образовательных организациях. Кроме того, остается актуальным вопрос расширения спектра реализуемых образовательных программ, который сегодня во многом ограничен из-за недостатка профессиональных кадров и финансирования.

Особое внимание в школах уделяется развитию ученического самоуправления (Совет школы, Совет старшеклассников, Школьный парламент, школьный пресс-центр и др.), а также школьных общественных организаций. Включение школьников в анализ, планирование, организацию жизнедеятельности школы на всех уровнях становится залогом развития таких личностных качеств, как самостоятельность, социальная компетентность, социальная активность.

Сегодня необходимым становится более целенаправленное развитие ученического самоуправления, школьных общественных организаций, разработка специальных программ обучения школьного актива.

В системе проводится групповая и индивидуальная работа с обучающимися, стоящими на профилактическом учете и требующими особого педагогического внимания. Социальные педагоги проводят индивидуальные беседы с родителями, осуществляют посещения семей, участвуют в проведении просветительских лекториев. Родители, уклоняющиеся от воспитания детей, заслушиваются на советах профилактики, административных совещаниях.

При этом, отмечается отсутствие единства в работе служб сопровождения и классных руководителей, дублирование работы. Службы сопровождения также нуждаются в научно-методической поддержке с позиций использования новых технологий педагогического взаимодействия с детьми и их родителями, продуктивного межведомственного взаимодействия.

Родители обучающихся, являясь равноправными субъектами образовательного процесса, принимают участие в жизнедеятельности школы.

Несмотря на это, остается проблемой развитие сотрудничества семьи и школы в воспитании детей, недостаточная обратная связь «Школа-родители», несогласованность педагогических требований к воспитанию.

К положительным результатам системы воспитательной работы в области относится:

растет вовлеченность детей в дополнительное образование, в олимпиадное и конкурсное движение;

увеличивается количество детских общественных объединений, в том числе военно-патриотической направленности;

улучшаются результаты учебной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандартов;

растет доля обучающихся, трудоустроившихся по избранной профессии, после окончания профессионального учреждения.

Анализ состояния подростковой преступности по результатам работы за 2015 год показал, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 17,7% в сравнении с 2014 годом.